Задать вопрос руководителю департамента

Анонс событий:

Народный календарь

Проводы Осени 1 ноября

Именинники: Иван.

Путь груден - коню запряженному труден. И потому давали конюхи 1 ноября коням роздых. К этому времени отмечали в деревне прилет зимних птиц. Северные кочевники - снегири, поползни, свиристели - к избам прилетели. И был обычай в этот день особенно привечать сороку. Рассыпали конюхи овес, упряжь конскую тут же раскладывали. Прилетает сорока, стрекочет, по-хозяйски оглядывает упряжь.

Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой. Гривы по ночам заплетает у коней. Покой старых кобыл рушит. Гордых жеребцов взвиться на дыбы принуждает. А тут сорока-белобока, болтунья, хлопотунья! Она-то и доводит домового. Сердит поначалу. И уж когда он понимает - не избавиться от стрекота, черно-белого мельтешения, хлопает домовой по ноше соломенной: "Эх ты, какая досада!" Ему бы хоть какого коня из конюшни вывести, да по сырым вздольям, по беспутице покататься. Неспроста говорят: "Знать сороку по язычку!"

Сорока кого угодно из себя выведет. Домовой в ясли забивается. Рассердился. Но конюхи ведают: негоже оставлять домового, что конюшню стережет от всякого беsа и нечисти, без подношения. Приносят конюхи в горшках домовому каши. Да чтоб была та каша медом сдобрена.

Уж больно охоч домовой до сладкой еды. Садятся конюхи тут же. Разламывыют хлебный каравай: мол, выходи, батюшка-домовой, без тебя и кусок-то не естся! И каша-то не хлебается! Оставят домовому кусок хлеба ржаного на соломе, ложкой деревянной каши почерпнут. еревянной надобно отчерпнуть непременно. Следит домовой, как мы почитаем обычаи старины. Как храним заветы предков своих.

25. Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца, 1526 г.

 

Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца, 1526 г.

Первоначальная каменная церковь выстроена в 1383-1384 гг. посадниками Родиславом Даниловичем, Устином и Филиппом. Однако, в 1526 году церковь была заново перестроена.

Первоначально это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. С северной стороны к церкви Филиппа примыкала Никольская церковь.

В 1608 году два прихода сливаются в один. В 1659-1660 гг. Никольская церковь становится трехэтажной. В XVIII веке производится капитальная перестройка - Никольская церковь становится двухэтажной и преобразуется в придел. Одновременно возводится колокольня, которая примыкает к северо-западному углу Николаевского придела.

В XIX веке церковь Филиппа с приделами подвергается ремонту. С запада к двухэтажной паперти пристраивается каменное крыльцо.

В начале XX века северный Никольский придел прекратил свое существование. В 1962 году, в связи с переводом церкви Филиппа в действующую, в ней проводились исследовательские и реставрационные работы: раскрыты и восстановлены первоначальные порталы подцерковья. В 1969-1970 гг. проводились обмеры и исследования памятника, из-под завалов раскрыты остатки стен Никольской церкви, составлен проект реставрации.

Несмотря на перестройку, церковь Филиппа сохранила свой древний квадрат с одной апсидой в плане и на значительную высоту свои древние каменные стены. Самое необычное в том, что две церкви находятся под одной крышей.

Это единственное в Новгороде архитектурное сооружение типа "сдвоенные" церкви, история которого уходит вглубь веков.

 

Список использованной литературы:

- Архив отдела государственной охраны культурного наследия Комитета культуры и туризма Новгородской области (Белевич М.С. Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца, 1526. - Н.: Исторический паспорт НСНРПМ, 1980);

- Кузьмина Н.Н. Отчет об исследовательских проектных и ремонтно-реставрационных работах, проведенных в 1962, 1969-1972 гг. по памятнику архитектуры XVI века ц. Апостола Филиппа и Николая Чудотворца в г. Новгороде. (Архив Новгородской СНРПМ, р-954, 1973). 

Фото А. Орлова.

скрыть »«