Задать вопрос руководителю департамента

Анонс событий:

Народный календарь

Луков день 20 сентября

Именинники: Иван, Лука, Макар, Серапион.

Лук в косицы плели девицы. "Лук избавляет от сема недуг!" - приговаривала ведунья, прикладывая испеченную луковицу к нарыву.

А девицам сказывала: "Косы будут шелковы и туги - от луковой мокрети и от луковой шелухи".

Сопка Шум-гора, Батецкий район

 

Новгородский регион обладает огромным культурным наследием. Если быть точными, то это 4833 объекта, из них почти половина – 2139 – приходится на памятники археологии. Одним из богатых на историю районов является Батецкий район: 172 памятника, 104 из которых – археологические. Но не числом памятников берет этот район, а уникальностью. В районе современных деревень Подгорье и Заполье располагался  средневековый Передольский погост, являвшийся крупнейшим административным центром к западу от Новгорода. В середине X века этот погост был одним из двух очагов сепаратизма, с подавлением которых связывают поход княгини Ольги на Мсту и Лугу. В период XI-XVI вв., в силу исключительных природных и географических характеристик (ровный теплый климат и плодородные дерново-карбонатные почвы) среднее Полужье стало основной житницей Новгородской земли. Центром этой территории также был Передольский погост.

На территории Передольского археологического комплекса располагается группа сопок. Особенность ее в том, что на довольно ограниченном пространстве сосредоточено десять сопочных насыпей. Но одна из них является уникальной. Это самая грандиозная насыпь культуры сопок «Шум-гора».  Ее высота составляет 11,5 метров, а диаметр около 40 метров.

Культура сопок является исключительно новгородским явлением. Сопки – высокие сакрально-погребальные насыпи эпохи массовой славянской колонизации Новгородской земли в X веке. В основном они располагаются в бассейнах больших и малых рек, тяготея к наиболее выигрышным в ландшафтном отношении местам. Служили местом погребения верхушки славянского общества и, возможно, отправления языческих ритуалов. Сопки характеризуются сложным внутренним устройством: обычно три яруса, центральная ось, каменные вымостки. Погребения, как правило, одиночные, – на вершине насыпи по обряду кремации в глиняных горшках, березовых туесах или россыпью. Сопку обычно окружал ров, из которого и бралась основная масса грунта для сооружения насыпи.

В 2004-2005 годах было произведено геомагнитное сканирование Шум-горы, которое показало наличие скоплений камней в теле насыпи, что является обычным для этого вида археологических памятников. Выдающиеся размеры Шум-горы могут отражать как социальный статус погребенных людей, так и высокий уровень жизни населения этой округи. Принято считать, что возведение высоких насыпей являлось своеобразной формой воплощения престижа существовавших рядом поселений.

Безусловно, такие величественные сопки имеют свои устойчивые предания, так как все необычное требовало доступного понимания и объяснения. Вот и с Шум-горой связано множество легенд. Одна из них связывает эту сопку с могилой князя Рюрика. Сказание дословно звучит так.

 "Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке "Каменья" с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет... " (Место записи: Подгорье, Волочек, Брод. Время - середина 90-х гг. XIX в.)

Одно из первых описаний Большой Сопки было сделано в XIX в. М. Быстровым. Приводим этот текст:

"Хотя сопка эта и кругла, как все другие, но всё-таки своею формой сильно отличается от всех их: это не один конус, как все остальные сопки, а два усеченных конуса, поставленные один на другой, так что один, больший, составляет как бы основание, пьедистал для другого; в глазах народа это придает ей сходство с просфорою. Место, где верхний конус насыпан на нижний, составляет как бы галерею кругом всей сопки, называемую плечами; ширина плеч в некоторых местах до пяти, а в других не более трех шагов, что произошло, вероятно, вследствие того, что в некоторых местах бока конусов осыпались.

Размеры сопки следующие: окружность её при подошве, образующей правильный круг, равна 233 шагам; окружность по плечам (по середине галереи) равна 135 шагам; окружность площадки на вершине, представляющей тоже круг, но не совсем правильный - 63 шага, причем эта верхняя площадка имеет диаметр с юго-востока на северо-запад в 20 шагов, а с юго-запада на северо-восток в 17 шагов. Северо-западная часть сопки покрыта большими елями (их штук до 30); но это только по нижнему конусу, тогда как на верхнем их всего две. Елки эти не дают сопке возможности осыпаться, вследствие чего конус её здесь (по крайней мере среди елок) несколько выше и круче, чем в других местах: она имеет здесь до плеч 22 шага, тогда как сажени на две восточнее так же северная сторона имеет уже только 18 шагов. Но это возвышение плеч заметно хорошо только в одном месте, полосою, идущею от основания верхнего конуса  прямо на север; притом, полоса эта не широка и западнее этого места, хотя склон тоже покрыт елками, однако плечи несколько ниже, по крайней мере на пол аршина.

На южной стороне на самой середине высоты нижнего конуса стоит одна высокая, древняя ель, бывшая и за сто лет точно такою же, как и теперь; у сосны высота нижнего конуса 20 шагов. Вообще этот конус, составляющий как бы основание для верхнего, несколько понижается к югу (вероятно, южная сторона его осыпалась: эта сторона не так и крута, как северная). Напротив, верхний конус заметно понижается к северу. Да и вообще он имеет высоты гораздо меньше нижнего: высота его с юга 13, а с севера, с самой высшей точки нижнего конуса, только 9 шагов. Итак, вся сопка, считая один шаг возвышения на плечи, покатые к поверхности, имеет вышины с севера 32, а с юга 34 шага, причем и самая почва, на которой стоит сопка, к северу понижается, хотя едва заметно...

На самом верху сопки есть площадка, в центре которой вырыта круглая яма, аршина 1 1/2 в диаметре и около 3/4 аршина глубины. У ямы, к северу от неё, 15 лет назад стоял большой деревянный крест недавней постройки, вроде тех, какие ставятся на могилах, а до него, лет более чем за 50 до настоящего времени, по рассказам, стояло три креста, поставленные на верхней площадке неизвестно кем и неизвестно, по какой причине.

Как выше сказано, на сопке есть несколько елок на северо-западной и одна на южной стороне. Все эти деревья считаются священными: срубить их значит совершить большой грех, и с уничтожением двух деревьев связано следующее предание. Один крестьянин соседней деревни Заполье сильно нуждался в столбах для построек. На сопке он подыскал два дерева самые подходящие для этой цели: толстые и длинные, так что можно было сделать из каждого по два столба. Он решился срубить их. Но недолго пришлось ему пользоваться своим легким приобретением: не больше, как через месяц он заболел и умер, а за ним перемерла и вся семья. Это, прибавляют, потому, что он совершил святотатство, срубив эти елки. Особенно пользуется уважением одинокая елка на юге сопки и это именно потому, что она с незапамятных времен остается будто бы совершенно одинаковою: на ней, говорят, во сто лет не изменилось ни одной ветки.

 Когда и для чего насыпана сопка неизвестно. Крестьяне относят её ко временам Литовского нашествия. [По словам местных жителей] ...здесь когда-то, ещё задолго до Литовского нашествия, стояла церковь. За что-то Бог прогневался на народ, и церковь во время богослужения провалилась сквозь землю вместе с богомольцами, а на месте церкви явилась сопка.

Другой рассказ составляет почти только вариант этого. По нему здесь стояла церковь; пришли во время богослужения какие-то неприятели (неизвестно какие, едва ли не Литва), богомольцев избили, а церковь разрушили и потом засыпали землею, и таким образом произошла на свет сопка. На этом-то основании, говорят, и ставились кресты на вершине сопки. Поэтому же и песок имеет чудотворную силу, но только в один день, именно в первое воскресенье после Троицы. В этот день слышен в Сопке, как рассказывают, даже колокольный звон, только надо слушать особенным образом.

Вообще в этот день и теперь, а особенно в прежние времена, был настоящий праздник на Сопке. Издалека, верст за 50, приходили к этому дню богомольцы в Передольский погост, особенно страждущие головной болью. Они выслушивали обедню в церкви погоста, потом отправлялись к Сопке, обходили вокруг неё, по большей части с зажженными свечами в руках, по подошве трижды, (некоторые ползли этот путь на коленях), наконец, взбирались на вершину и, выслушав молебен, слушали, наклонив голову в яму, причем им слышался звон в Сопке. Потом,  если у кого болела голова, тот клал себе в уши песок, в надежде получить исцеление, а равно брал с собой небольшой запасец этого песку. В яму опускали деньги, лоскутки ситца, кусочки лент и т.п. - обычай, сохранившийся и до настоящего времени...

В остальное время года, кроме этого воскресенья после Троицы, Сопка, по мнению окрестных жителей, служит жилищем нечистой силы: на ней и около неё по ночам часто "чудится", как говорят крестьяне. Много ходит рассказов о том, как нечистая сила пугала прохожих и проезжих; поэтому даже крестьяне и не особенно верующие в такие случаи не без страха решаются проходить мимо сопки, особенно в ночное время ". (Из: Быстров М. Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии // Известия Русского археологического общества. 1879. Т. 9, Вып. 4.)

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта