Задать вопрос руководителю департамента

Анонс событий:

Народный календарь

Феофан Проломи Наст 25 марта

Именинники: Феофан, Григорий, Семён.

Разбрасывали в этот день крестьяне горсть конопляного и льняного семени по двору, привечая птиц и весеннюю влагу. В этот день примечали: "На Феофана туман - урожай на коноплюда лен будет волокнистый".

Русские крестьяне исстари связывали с именами Григория и Феофана свои заботы о возделывании лубяных культур - льна и конопли. Получалось так, что в этот день в одних церквах поминали, исходя из симпатий верующих, Феофана, а в других - Григория Богослова. Поэтому, в зависимости от этого обстоятельства, говорили и так: "Утром туман Григорию дорогу застит - быть урожаю конопли и льна".

Чтобы примета сбывалась, бросали по двору несколько семян конопляных и льняных для угощения птиц. Такое внимание к приметам не случайно. Посевы льна и конопли были распространены на обширном пространстве Центральной России, а также по всему Верхнему Поволжью. Затем они простерлись далеко по всей Южной Сибири.

Из льняного волокна получали наиболее ценную тонкую ткань - на рубахи, сарафаны, скатерти, занавески, для постельного белья. Льняное семя к тому же содержит до 50% масла, которое было основным растительным жиром на крестьянском столе.

Конопля, хотя и представляла собой меньшую ценность, требовала больших забот. Волокно из конопли (посконь) давало более грубое полотно. Однако при нужде и оно годилось: "Невеяный хлеб не голод, а посконная рубашка - не нагота".

Весенний туман в середине марта предвещал влажное и теплое время посева льна и конопли. В середине мая обычно начинали сев льна. Многолетние наблюдения крестьян указывали на зависимость благоприятных майских дней от мартовских туманов. Поэтому и радовались туманам на Феофана и Григория.

Верба осеребрилась. Вешнее равноденствие. Астрономический день рождения Весны

 

21 марта 2004

Именинники: Афанасий, Дементий, Лазарь.

О вербе со стародавних времен сохранились поверья, что она всякую тяжесть из стен дома гонит.

Вербой в старину хлестали тело. С подошв ног до пупка, с ладони правой руки до сердца, с ладони левой руки опять же до сердца, а потом обихаживали спину. Так "выгоняли себя" из земли. Мол, за зиму -то мы поутоптались, поуходились.

А верба подымает будто бы над землей. И уже человеку легче ходить, надсада от сердца отступает.

А когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову. И головная боль отступала. Клен начал подмокать - сок двинулся по его древесным жилам. Тринадцатый час свету - вода подо льдом не стоит.

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта