Задать вопрос руководителю департамента

Анонс событий:

Народный календарь

Зосим Пчельник 30 апреля

Именинники: Акакий, Ананий, Зосим, Семён.

Ярая пчелонька вылетает, осваивается.Поют ей, чтобы слетала она за моря, принесла бы ключики от лета. К дальним угодьям летит пчела, где уже медуница отцветает, фиалка полыхает, волчье лыко теплится.

Просыхает земля. С надеждой оглядывают крестьяне хлебную ниву. Примечали, на какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчёлы садятся на вишнёвый цвет, вишни уродятся, если нет - вишен не будет.

Вот и ласточка прилетела.Впереди месяц май - заботы через край.

Говаривали:Рой родится - Савватей веселится.

Выставки к 900-летию Никольского собора

 

22 мая – 30 августа 2013

22 мая 2013 года в 16:00 в Никольском соборе (Ярославово дворище) открывается выставка «Почитание св. Николая Чудотворца в Новгороде».  Открытие этой выставки является частью программы по празднованию 900-летия основания Николо-Дворищенского собора (1113-1117) – второго из сохранившихся древнейших храмов России и древнейшего русского храма в честь св. Николая Мирликийского.

Традиция празднования юбилея собора заложена в 1913 г. Тогда дата празднования – 6/19 декабря (день памяти св. Николая Мирликийского - «Никола Зимний») - была приурочена к тезоименитству императора России Николая II и совпавшему с ним 300-летию правящего дома Романовых, в преддверии чего были предприняты попытки привести собор в лучшее состояние. Нынешний юбилей и, соответственно, открытие выставки, приурочены ко дню памяти Перенесения мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари – 9/22 мая – дате, которая, исходя из контекста истории Древнего Новгорода, может быть наиболее вероятным днём закладки храма.

 Выставка размещена на верхнем этаже западной пристройки Николо-Дворищенского собора. Она составлена из нескольких тематических блоков:

1. Житие и чудеса святого

2. Распространённые в русских землях иконографические типы св. Николая Мирликийского

3. Новгородское почитание. Истоки почитания святого в Древней Руси. Посвящение главного престола церкви княжеского дворца св. Николаю Мирликийскому

4. Многообразие изображений  св. Николая в убранстве

5. Почитание св. Николая как личного и фамильного покровителя  всеми социальными  слоями русского общества.

В разработке выставки преобладает культурологический аспект, что сказывается на характере подобранного экспозиционного материала и на его размещении в выставочном пространстве.  Среди 68 экспонатов XI-XIX веков – иконы, в том числе и две круглые, являющиеся списками чудотворного образа,  с помощью которого, согласно преданию, исцелился князь Мстислав; житийные иконы, иконы из соборного иконостаса; литургические предметы разного типа и предназначения; княжеские печати XI – XIII вв. с изображением святого, свидетельствующие о почитании св. Николы в русской княжеской среде; шитье XVI в., резная деревянная скульптура Николы Можайского XVI в. и мелкая пластика. Многие экспонаты выставляются впервые или представлены после реставрации.

Пресс-показ для СМИ состоится 22 мая в 15.30.

На пресс-показе будут присутствовать:

- Круговых Лидия Николаевна, зав. отделом хранения и изучения архитектурных памятников и монументальной живописи Новгородского музея-заповедника, автор выставки.

Выставка будет работать до конца августа 2013 г.

В этот день в Никольском соборе (Ярославово дворище) открывается постоянно действующая выставка «Никольский собор. Исследования, реставрация».  Выставка приурочена к 900-летию основания Никольского собора. Выставка  разместится  на первом этаже западной пристройки Никольского собора, в той его части, где находятся древние росписи храма: фрагменты композиций «Иов на гноище» и «Страшный суд», а также реконструированная нижняя часть каменной винтовой лестницы второй половины XII в. В состав выставки включены материалы исследований и реставрации Николо-Дворищенского собора, строительные и декоративные материалы, а также фотографии, документы и личные вещи архитекторов и археологов, занимавшихся изучением памятника.

Николо-Дворищенский собор, заложенный в 1113 г. и вскоре расписанный, - выдающийся памятник древнерусского искусства домонгольского периода. За свою 900- летнюю историю храм неоднократно подвергался разного рода поновлениям и ремонтам, значительно исказившим его первоначальный облик. Уже во второй половине XII в. были предприняты первые перестройки памятника: возведена ведущая на хоры винтовая лестница,  а уровень пола самих хор подняли с помощью крупных глиняных сосудов.  В XV столетии в Никольском соборе  появилось бревенчатое междуэтажное перекрытие, которое в конце XVII в. заменили на сводчатое кирпичное. В  XVIII в. разобрали четыре малых барабана храма и устроили  четырехскатную кровлю. Существенные изменения в облик древнего собора были привнесены в первой трети XIX столетия, когда появились западная и северная пристройки, а в интерьере собора - новая роспись.

Исследование Николо-Дворишенского собора, выявление его первоначального облика проводилось на протяжении всего XX столетия. Уже в 1910-1913 гг. в ходе ремонтных работ, которые выполнялись в связи с предстоящим 800-летним юбилеем храма, архитектор П.П. Покрышкин обнаружил в подцерковье  фрагменты двух композиций первоначальной росписи - «Иов на гноище» и «Страшный суд». Изучение Никольского собора продолжилось в 1930-е гг., когда на Ярославовом Дворище проводились археологические раскопки: в 1937-1938 гг. - под руководством А.А. Строкова, В.А. Богусевича и Б.К. Мантейфеля;  в 1938-1939 гг. -  экспедицией, возглавляемой А.В. Арциховским.  Эти работы позволили определить глубину заложения и конструкцию фундаментов, а также выявить некоторые особенности строительной техники храма.

Значительным этапом в истории изучения Николо-Дворищенского собора стали исследования, которые проводились в 1947 г. под руководством архитектора Ю.Э. Крушельницкого. Подлинным открытием стало обнаружение в чердачном помещении сохранившихся на половину высоты угловых барабанов и фрагментов древней  росписи, а также выявление первоначальных архитектурных форм - оконных проемов, порталов и декора.

Начиная с 1950-х гг. изучением Никольского собора целенаправленно занимался архитектор-реставратор Г.М. Штендер. Главным итогом его работ в эти годы стал проект реконструкции первоначального облика памятника.

В процессе раскопок, проводившихся  в 1969 г. под руководством М.К. Каргера, в Николо-Дворищенском соборе было обнаружено основание утраченной каменной винтовой лестницы второй половины XII в., что  существенно дополнило представление о ранних перестройках храма.

В 1970-1980-е гг. Г.М. Штендер продолжил комплексное исследование памятника, включавшее выявление разновременных поновлений,  кардинально изменивших древний облик храма. В эти же годы  архитектор занимался изучением приемов строительной техники Никольского собора, организации работ и технологии строительства, что позволило уточнить в проекте реконструкции памятника высоту и форму  утраченных малых глав. Материалы послевоенного изучения Николо-Дворищенского собора легли в основу проекта реставрации памятника, подготовленного в 1988 г. авторским коллективом под руководством Г.М. Штендера.

Архитектурно-археологические исследования Никольского собора в эти годы сопровождались открытием древней росписи. В 1970-х гг. художники-реставраторы В.Ф. и Т.А. Ромашкевич в апсиде храма раскрыли и реставрировали нижние части фигур святительского чина и орнаменты на оконных откосах, а также обнаружили фрагменты фресок.  Сотни фрагментов росписи были извлечены из-под засыпок в подцерковье собора в ходе исследования В.А. Булкина в 1988-1989 гг.

В 1994 -1999 гг. под руководством В.А. Дружинина и Е.В. Скрипцовой проводилась комплексная реставрация Николо-Дворищенского собора, финансирование которой осуществлялось «Ганзейским союзом Нового времени». В ходе этих работ были получены новые данные об основных этапах строительства памятника, его конструктивных и технико-технологических особенностях, собрана коллекция строительных и декоративных материалов. В процессе реставрации уникальному храму, включенному в 1992 г. в список памятников Всемирного культурного наследия, возвращены первоначальные формы – пятиглавие, закомарное завершение, оконные и дверные проемы, а также открыты древние росписи - изображения св. Лазаря и Голгофского креста, фрагменты композиции «Страшный суд».

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта